Японский характер английских джентльменов.

На прошедшей в октябре этого года очередной выставке  «Склад. Транспорт. Логистика – 2008» («СТЛ-2008») один из крупнейших игроков на рынке подъемно-транспортного оборудования компания «СоюзКомплектАвтоТранс» (С.К.А.Т.), объявила о смене ведущего бренда. Компания «С.К.А.Т.»,  последние 10 лет представлявшая продукцию японского завода ТСМ, на прошедшей выставке впервые выступала в качестве эксклюзивного дистрибьютора компании Hyster (Англия).

В России погрузчики Hyster впервые появились в 1973 г. на предприятиях алюминиевой промышленности и в портах Советского Союза. Как мы уже отмечали ранее, компания одной из первых пришла в послеперестроечную Россию и уже в 1992 г. начала крупные поставки оборудования этой марки через первого официального дистрибьютора – компанию МHC. Практически все заводы, построенные в стране в девяностых, – Procter & Gamble, Coca-Cola, Pepsi, Philip Morris, Маrs и другие – оснащались погрузчиками Hyster. Первая выездная сервисная служба по ремонту и техническому обслуживанию погрузчиков и штабелеров в России появилась также благодаря этой компании. Сервисные стандарты Hyster сегодня взяты за основу для организации большинства служб технической поддержки напольного транспорта в России.

Посетив стенд компании «С.К.А.Т.» на «СТЛ-2008», мы были приятно удивлены тем, что дизельные и газовые модели погрузчиков Hyster собраны в Японии! Ведь Hyster считается английским погрузчиком. Как пояснил директор по маркетингу компании «СоюзКомплектАвтоТранс» Дмитрий Дубровский, это не случайность: «Менталитет российских потребителей существенно отличается от менталитета, например, европейских заказчиков особым вниманием к тому, где собран погрузчик. Очень условно и не желая никого обидеть, можно сказать, что для большинства покупателей техника из Японии лучше, чем, например, из Франции или Испании, последние лучше, чем китайские, и т. д. Учитывая эти особенности, мы совместно с компанией Hyster приняли решение о возможности поставки в Россию и японских, и европейских «хайстеров». Пусть клиент сам выбирает. Хотя, на мой взгляд, все зависит от того, какие стандарты качества и как поддерживает производитель и его дистрибьютор».

Мы решили воспользоваться удобным случаем и на примере техники, представленной в экспозиции компании «С.К.А.Т.» на выставке «СТЛ-2008», разобраться, чем же отличаются погрузчики Hyster, собранные в Японии, от своих собратьев из Европы.

Оба погрузчика, на первый взгляд, одинаковы и имеют яркую желто-черную окраску – корпоративные цвета компании Hyster. А вот и первое отличие: на самом видном месте у «японца» имеется хорошо известная многим владельцам погрузчиков «made in Japan» зеленая наклеечка «JIVA». Это знак Японской ассоциации производителей транспортных средств – своеобразный эталон качества техники.

Идем дальше. Рабочие и габаритные фонари у обеих моделей похожи, однако различаются формой крепления. На «японце» они жестко закреплены к стойкам ограждения, а на «европейце» все крепления скрыты дополнительными защитными кожухами.

Зеркала заднего вида, ручки для подъема в кабину также выглядят одинаково. Однако у «хайстера» из Европы есть еще одна установленная на задней стойке ограждения кабины ручка – с красной кнопкой. Кнопка – это сигнал заднего хода, который нажимается оператором при необходимости. На модели японской сборки сигнал заднего хода включается автоматически при включении задней передачи. Это яркий пример различных подходов к безопасности в Европе и Японии. Японцы считают, что вероятность наезда на «пешехода» уменьшается, если движение машины задним ходом будет всегда сопровождаться звуковым сигналом, а европейцы заботятся в первую очередь об операторе погрузчика. Водителя ничто не должно раздражать – это основной залог безопасности. Кстати, громкость и тональность сигналов тоже различаются: резкий паровозный гудок «европейца» и мягко, но настойчиво побуждающая к действиям трель его японского аналога.

Сиденья водителя на машинах разные, но у обеих моделей они достаточно удобны, снабжены ремнями безопасности и ручками регулировок положения. Рулевые колонки машин также регулируются по углу наклона, но интегрированные в них рабочие дисплеи на самом деле разные, хотя на первый взгляд по объему выводимой на них информации они ничем не различаются.

Японский погрузчик оборудован традиционными рычагами гидрораспределителя (управление подъемом/ опусканием вил, углом наклона мачты и сайд-шифтом), в то время как на европейском присутствует менее привычная, но, как нам показалось, более удобная регулируемая консоль с подлокотником, оборудованная пальчиковыми рычагами.

Еще одна необычная особенность модели из Страны восходящего солнца заключается в необычном способе крепления вил для транспортировки погрузчика. Они монтируются специальной скобой к верхнему ограждению оператора. Увидев это первый раз, специалисты «С.К.А.Т.» были крайне удивлены: 15 лет работаем с японскими производителями, но никогда такого не видели.

На «европейце» используются шины марки Trelleborg, сделанные в Европе, на «японце» – японские Bridgestone. Эти приоритеты понятны – в комплектации отражаются и своеобразные национальные интересы предприятий, и стремление оптимизировать свою производственную логистику. Все информационные надписи и таблички выполнены на родном нам языке. Руководство оператора, кстати, напечатано также по-русски, во всех погрузчиках вложено в задний карман кресла водителя.

Обе машины укомплектованы одинаковыми двигателями Yanmar, имеют одни и те же габаритные размеры, за исключением максимальных высот подъема мачт. Но и последние параметры различаются столь незначительно, что в конечном итоге не могут повлиять на окончательное предпочтение.

Как видим, модели действительно очень похожи. Так в чем же их различие? Оно есть, и его можно найти скорее не в конструкции погрузчиков как таковых, а в разнице менталитета японцев и европейцев, которая отражается на укладе их жизни и, в частности, накладывает отпечаток на технологию организации складских процессов.

И японский самурай, и английский джентльмен хотят в основном одного – выполненной в срок работы. Но при этом английский джентльмен хочет видеть ее выполненной с размеренностью и комфортом, а вот японцы более аскетичны и готовы отказаться от «излишних» удобств. Погрузчик, выходящий с европейского завода, такой же простой и надежный, как японский, однако в стандартном исполнении он уже укомплектован отдельными опциями, которые в Азиатском регионе просто не востребованы. И наоборот, те опции, которые у японцев считаются насущно необходимыми и вполне естественными, в Европе вызывают удивление.

Подытожил наши впечатления от осмотра небольшой комментарий замдиректора «С.К.А.Т.» по маркетингу Аркадия Колясова. «С уверенностью можно сказать, что с какого бы завода ни поставлялся погрузчик Hyster, он всегда будет надежным и достойно выполнит свои функции. С той же уверенностью я могу утверждать, что такого количества опций нет больше ни у одного производителя в мире. Только перевод прайс-листа производителя у нас занял 2,5 месяца. Любая модель «Хайстер» – это мощный фундамент, на котором можно построить любую комплектацию, от самой простой до самой сложной. Даже будильник можем заказать, если захотите... Я говорю абсолютно серьезно: в Германии это наиболее популярная опция – там операторы на обед должны уходить вовремя».

В. Антонов
Журнал "Склад и Техника"