Погрузчик с ДВС или электрический - что выбрать?

Как известно, сегодня на современных складах применяются вилочные погрузчики двух типов. К первому типу относятся машины с двигателем внутреннего сгорания (или автопогрузчики), работающие на бензине, дизельном топливе или газе, а ко второму — работающие от электрического тока (или электропогрузчики). Ниже будет проведен краткий сравнительный анализ современных погрузчиков обоих типов, сопровожденный  рассказом об изменениях, которые произошли в технологии производства электропогрузчиков в связи с применением двигателей переменного тока.

Сравнительная оценка эксплуатационных характеристик обоих типов вилочных погрузчиков показывает, что прежние приоритеты при выборе техники для современного склада могут коренным образом измениться.

Достоинства электропогрузчиков очевидны:

  • экологическая чистота, то есть отсутствие вредного выхлопа — основного источника пыли и грязи на складе;

  • бесшумность работы;

  • простота технического обслуживания,

  • экономичность (меньшее энергопотребление).

Однако до недавнего времени у машин этого типа существовали и серьезные недостатки, а именно:

  • значительно меньшая маневренность и мобильность по сравнению с автопогрузчиками;

  • зависимость от подзарядки аккумуляторных батарей (АКБ);

  • проблемы с работой в сложных погодных условиях, в загрязненной, запыленной и химически агрессивной среде.

На фоне этих недостатков автопогрузчики оказывались значительно менее прихотливыми и более приспособленными к работе под открытым небом. Большинство складов, особенно в России, используют универсальную технику, которая эксплуатируется как в помещении, так и на открытом воздухе. Все это заставляло потребителя делать выбор в пользу автопогрузчиков.

Сложившуюся ситуацию на рынке вилочных погрузчиков изменила так называемая технология переменного тока, которая стала доступна для двигателей электропогрузчиков. Новая технология позволяет минимизировать прежние недостатки электропогрузчиков и вывести их на совершенно новый уровень использования в условиях склада.

Переменный ток в складской технике начал использоваться примерно 8-10 лет назад. Именно тогда новая технология стала применяться в электродвигателях для вилочных погрузчиков, и впервые на рынок  был выпущен штабелер с двигателем переменного тока. Рассмотрим, как изменились основные характеристики складской техники после внедрения двигателей переменного тока. 

Маневренность электропогрузчиков.

Для оценки маневренности использовались показатели, которые влияют на скорость выполнения складских операций:

  • скорость передвижения с грузом и без груза;

  • скорость подъема вил с грузом и без груза;

  • максимальный преодолеваемый подъем.

Сравнительная таблица эксплуатационных характеристик вилочных погрузчиков.

 Характеристики

Электропогрузчики

Автопогрузчики
с двигателем постоянного тока (DC)      с двигателем переменного тока (АС)
Скорость передвижения с грузом, км/ч   16 20 20
Скорость передвижения без груза, км/ч 16 20 20
Скорость подъема вил с грузом, м/с 0,44 0,55 0,60
Скорость подъема вил без груза, м/с 0,62 0,65 0,65
Максимальный преодолеваемый подъем, %   17 20 29

 

Таблица показывает, что электропогрузчики с АС-двигателями стали быстрее трогаться с места, набирать скорость и тормозить по сравнению со своими предшественниками с DC-двигателями, а по такой важной эксплуатационной характеристике, как маневренность, они практически сравнялись с автопогрузчиками.

Зависимость от подзарядки.

Особенности конструкции АС-двигателя позволяют эффективнее возвращать энергию в АКБ (подзаряжать) при торможении. Это увеличивает время работы погрузчика до подзарядки на 20–30%. Одной зарядки АКБ теперь гарантированно хватает на 8 часов интенсивной работы. Если погрузчик работает более 8 часов, то можно использовать сменную батарею. Существует специальная опция, позволяющая быстро и удобно менять АКБ с помощью боковой дверцы и роликовой системы.

Проблема с работой в сложных условиях.

Работа DС-двигателей сопровождается существенным выделением тепловой энергии, то есть нагревом. Подобный эффект в AC-двигателях отсутствует. Это позволило оборудовать электродвигатель герметичным защитным кожухом. В результате эксплуатация электропогрузчика не зависит от неблагоприятной погоды, пыли, грязи и т. п.

Цена, стоимость эксплуатации и владения электропогрузчиком.

Вилочный электропогрузчик дороже автопогрузчика в основном из-за наличия АКБ и зарядных устройств. Но важно оценивать не первоначальную стоимость машины в момент приобретения, а совокупную стоимость с учетом затрат на эксплуатацию в течение всего «жизненного цикла» погрузчика. Если проследить данную ситуацию в динамике, то несложно определить разницу в стоимости обслуживания электро- и автопогрузчика:

  • интервал между регламентными техническими обслуживаниями (ТО) для вилочных автопогрузчиков составляет 250-500 моточасов, а для электрических — 500-1000 (в зависимости от производителя);

  • ТО электропогрузчиков значительно проще и, соответственно, дешевле благодаря отсутствию моторного масла и изнашивающихся деталей в двигателе;

  • для выполнения сопоставимых рабочих операций электроэнергия значительно дешевле, чем топливо.

Расчеты показывают, что уже через три года эксплуатации совокупная стоимость автопогрузчика сравнивается с совокупной стоимостью электропогрузчика, а в последующий период эксплуатировать машину с АС-двигателем становится еще дешевле.

 Эффект от применения технологии АС.

 1. По эксплуатационным характеристикам электропогрузчики практически сравнялись с автопогрузчиками, в том числе по маневренности и независимости от внешних условий.

 2. Стоимость эксплуатации электропогрузчиков ниже, чем машин с двигателем внутреннего сгорания.

Таким образом, сегодня приобретение вилочного электропогрузчика с двигателем переменного тока стало выгодной покупкой для потребителей, стремящихся к оптимизации вложений в технику и технологию складского хозяйства.

Журнал  "Подъемно-транспортное оборудование".