Мировой рынок напольного транспорта в 2008/2009 году.

Рейтинг ведущих мировых производителей напольного (промышленного) транспорта, который ежегодно составляет немецкий журнал DHF, впервые в течение нескольких лет констатирует не рост, а спад рынка. Эта тенденция началась в 2008 г., но особый размах приобрела в 2009 г. Прежде всего эти негативные последствия почувствовали на себе те компании, конец отчетного бюджетного года которых пришелся на 31 марта. Однако сейчас, как полагают эксперты, появляются признаки того, что ситуация в отрасли улучшается.

Вольфганг Дегенхард, дипломированный инженер, главный редактор журнала DHF (Германия).

Во второй половине 2008 г. почти постоянно стабильный рост на рынке напольного транспорта, который наблюдался многие годы, сменился резким падением, вызванным началом финансового и последующего за ним экономического кризиса: в 2008 г. продажи напольного транспорта уменьшились на 9% в Европе, только на 3% в Азии и на 17% в Северной Америке. В целом во всем мире за этот период было продано приблизительно 872 тыс. этих подъемно-транспортных средств, что на 8% меньше, чем в 2007 г. (951 тыс. ед.).

Так что же происходило в это время в Европе? Согласно обзорам, подготовленным Федерацией европейских производителей подъемно-транспортного оборудования FEM (Federation Européenne de la Manutention), рынок напольного транспорта развивался очень динамично первые четыре месяца года, однако во второй половине он обрушился сразу на 20%. В итоге объем рынка Западной Европы в целом за год снизился на 9%, причем сегмент внутрискладской техники пострадал меньше, чем сегмент противовесных погрузчиков. Испанию, Великобританию и Италию кризис затронул в наибольшей степени. В Восточной Европе в начале 2008 г. также был зарегистрирован интенсивный рост продаж, однако уже к концу лета поставки всех типов напольного транспорта в сравнении с тем же периодом предыдущего года сократились очень резко — на 26%. Наиболее серьезный спад наблюдался в России, на Украине и в странах Балтии.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в обзоре, опубликованном год назад, эксперты DHF все еще рассчитывали на умеренный рост количества проданных машин, их прогнозы на 2009 г. конечно же, оказались ошибочными. В этот период рынок испытал еще более глубокое падение — в итоге продажи новых противовесных погрузчиков сократились на 50%. Компании перестали заказывать новую технику или отдавали предпочтение таким способам ее использования, как лизинг или аренда, что позволяло хоть как-то сэкономить финансовые ресурсы. Область логистики испытала настоящее экономическое фиаско. В результате отсутствия спроса в Германии стали закрываться заводы, многие корпоративные структуры были перестроены, а на работающих предприятиях сократилось рабочее время. Высвободившийся персонал увольнялся или направлялся сначала на переобучение в специальные компании, а затем на работу в другие предприятия.

Конечно, мир и раньше периодически испытывал те или иные экономические спады. Вспомните периоды с 1980-го до 1987 г. (второй нефтяной кризис), 1990— 1995гт. (война в Персидском заливе) или 2001—2004 гг. («новая экономика»), на протяжении которых промышленность ФРГ испытывала серьезные трудности, но затем вновь смогла восстановить свой потенциал. Понятно, что и выход из нынешнего глобального кризиса также потребует определенного времени, но до сих пор пока никто не может точно предсказать, как долго он продлится. Если одни эксперты считают, что рост начнется уже в 2010 г., то другие полагают, что мировой рынок окончательно оправится от падения и достигнет уровня 2007 г. только к 2014 г.

Безотносительно к этому большинство аналитиков единодушно в том, что худшее, кажется, уже позади, поскольку самый трудный 2009 г. завершился. По крайней мере, так утверждает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD) — международная ассоциация, насчитывающая 30 государств-членов, а значит, этому можно верить. По оценкам ОЭСР, глобальная экономика в 2010 г. вырастет на 6%, однако для рынков стран еврозоны ожидаемое повышение ВВП будет составлять лишь 0,9%. Вместе с тем понятно, что в этот сложный период очень ценен любой экономический рост, поскольку только он может рассеять опасения инвесторов относительно целесообразности вложения и их окупаемости.

Китайский рынок напольного транспорта.

Как показала выставка СеМАТ Asia, прошедшая в октябре 2009 г. в Шанхае, азиатский рынок с каждым годом становится все более привлекательным для инвесторов, в том числе и для производителей напольного транспорта. Это показало, в частности, увеличивающееся из года в год и как никогда ранее большое число иностранных экспонентов. Количество участников, посетителей и квадратных метров экспозиции — точный и очень хороший индикатор интереса крупного бизнеса к региональному отраслевому рынку. Ясно и другое: сегодня китайцы имеют крупные сертифицированные производства подъемно-транспортных средств, которые стремятся выпускать все более высокотехнологичную продукцию, хотя модернизация часто проводится достаточно медленно. Для основной части выпускаемой техники используются компоненты европейского или американского происхождения, а также тех известных европейских изготовителей, кто имеет собственное производство в Китае. Единственное, что требует улучшения, — это послепродажное обслуживание и сеть сервисных служб, однако для Китая это только вопрос времени.

Резюме специалистов журнала таково: не стоит недооценивать китайцев. Эта нация уже фактически превратила свою страну в ведущее индустриальное государство мира, к которому нужно относиться серьезно. С каждым годом Китай занимает все большую долю на мировом рынке. Однако есть одно обстоятельство, которое касается как всей страны в целом, так и многочисленных изготовителей напольного транспорта, — это обменные курсы валют. Слабый доллар и сильная собственная валюта создают плохие условия, если вы хотите продать ваши изделия на мировом рынке. У руководства страны могло быть одно решение: необходимо покупать доллары. В конечном итоге это привело к увеличению доли китайских юаней (CNY) на мировом денежном рынке.

Экономические показатели крупнейших производителей напольного транспорта с приводом в 2008 отчетно-финансовом году (по данным немецкого журнала DHF, декабрь 2009 г.)

Место (место в прошлом году)

Компания (торговая марка)

Доля на мировом рынке, %

Объемы продаж техники, млн. Евро

Число работников на производстве, чел.

Прибыль(+),  убытки(-), нет данных(н. д.)

Место расположения штаб-квартиры

1 (1***)

Toyota Industries Corp. (Toyota, ВТ, Cesab, Raymond)*

19,00

4842 (4942***)

18 652 (18 674***)

-

Япония

2(2)

Kion (Linde, Still, OM, Baoli)

17,87

4554 (4312)

21 168 (21 086)

н. д.

Германия

3(4)

NACCO Corp. (Hyster, Yale, Shinko, Sumitomo)

7,73

1969 (1766)

9500 (10 600)

-

США

4(3)

Jungheinrich

7,46

1901 (1804)

10 784 (10 178)

+

Германия

5(6)

Cargotec (Kalmar)

5,95

1516 (1343)

4308 (4233)

+

Финляндия

6(7)

Crown Equipment Corp.*

5,32

1355 (1146)

7436 (8282)

+

США

7 (5)

Mitsubishi Heavy Industries (Mitsubishi, Mitsubishi Caterpillar Forklift, Sagamihara Machinery Works)*

4,52

1153 (1345)

н. д. (2150)

+

Япония

8(9)

Manitou

4,36

11 009 (1088)

3319 (2667)

+

Франция

9(8)

Komatsu, Ltd.*

3,49

890 (1099)

3618 (3769)

+

Япония

10 (10)

Nissan*

2,90

740 (812)

н. Д.

-

Япония

11(11)

TCM Corp.*

2,53

646 (618)

570 (2200)

-

Япония

12 (15)

Clark

2,06

526 (308)

706 (1000)

+

Юж. Корея

13 (12)

Doosan Corp.

1,81

461 (445)

750 (620)

+

Юж. Корея

14(13)

Nippon Yusoki (Nichiyu)*

1,56

397 (341)

1698 (1692)

+

Япония

15(14)

Merlo

1,37

349 (323)

680 (657)

н. д.

Италия

16 (17)

Zhejiang Hangcha (HС)

1,36

346 (239)

1100 (1200)

+

КНР

17 (16)

Anhui Heli

1,24

317 (259)

4800 (4728)

+

КНР

18 (18)

Hyndai Heavy Idustries

0,64

162 (144)

н. Д. (871)

+

Юж. Корея

19 (19)

Tailift Group (Artison)

0,53

135 (130)

н. д.

+

Китай (Тайвань)

20 (20)

Rocla Oyj

0,50

127 (123)

648 (521)

+

Финляндия

21 (21)

Konecranes

0,45

114 (95)

н. д. (190)

+

Финляндия

22 (22)

Combilift**

0,37

95 (85)

190 (190)

+

Ирландия

23

Dalian Forklift

0,29

74 (72)

839 (856)

+

КНР

24 (23)

Hubtex

0,29

73 (58)

370 (370)

+

Германия

25 (24)

EP Equipment

0,24

60 (70)

630 (550)

+

КНР

26 (25)

Svetruck**

0,22

56 (56)

208 (211)

+

Швеция

27 (28)

DanTruck-Heden

0,17

45 (42)

182 (173)

н. д.

Дания

28 (29)

Godrej & Boyce*

0,14

35 (35)

745 (887)

+

Индия

29 (27)

AUSA

0,14

35 (46)

276 (442)

+

Испания

30 (32)

Pramac

1,12

30 (35)

116 (140)

+

Италия

31 (30)

OMG

0,11

29 (33)

112 (123)

 

Италия

32 (33)

Stficklin

0,09

23 (21)

63 (60)

+

Швейцария

33 (31)

CZ Straconice

0,08

21 (22)

219 (230)

н. д.

Чехия

34 (34)

Nuova Detas

0,06

16(17)

36 (39)

н. д.

Италия

36 (36)

Magaziner

0,06

15 (15)

65 (65)

н. д.

Германия

36 (37)

Sichelschmidt

0,06

15 (15)

67 (67)

+

Германия

37 (35)

Carer

0,05

14 (16)

н. д. (54)

н. д.

Италия

38 (39)

Dambach

0,05

14(13)

50 (50)

+

Германия

39 (38)

MIAG

0,05

13(14)

90 (90)

+

Германия

* Отчетный год - с 01.04.08 г. по 31.03.09 г.  ** Отчетный год - с 01.09.08 г. по 31.08.09 г. В остальных случаях отчетный период совпадает с 2008 календарным годом.  *** В скобках указаны данные за предыдущий отчетный год.

О методике составления рейтинга.

Напомним еще раз, что в список были включены только те производители, у которых продажи приводного напольного транспорта достигли в течение рассматриваемого года «планки», по крайней мере, 10,2 млн. евро. Акцент сделан именно на приводном оборудовании, и обороты по ручным (несамоходным) устройствам нами традиционно не учитывались. Показатели оборотов, приведенные в рейтинге, относятся к подъемно-транспортным средствам, описанным в ISO 5053 (Приводной напольный транспорт. Терминология. Выпуск 08.1994 г.), EN 1459 (Безопасность напольного транспорта. Самоходные штабелеры с поворотной рукояткой. Выпуск 07.2009 г.) и EN 1525 (Напольный транспорт, управляемый без водителя, и его системы. Выпуск 12.1997 г.).

Все национальные валюты были конвертированы в евро в соответствии с обменными курсами ЕСВ на конец бюджетного года соответствующей компании. Для большинства европейских, а также южнокорейских и китайских компаний конец финансового отчетного года совпадает с концом календарного года. Японские компании в основном заканчивают год 31 марта. Сравнение показателей проводилось в евро — это обычная практика для стран в пределах еврозоны. Например, 31 марта 2008 г. один евро был эквивалентен 131,17 JPY. За один год до этого евро оценивался в 157,37 JPY.

В таблице также указаны доли компаний на рынке, рассчитанные из их индивидуальных оборотов, а также факт получения ими прибыли или убытков. Кроме того, мы провели исследование интернет-сайтов производителей, а также разослали им опросные анкеты. Хочется обратить внимание на то, что большинство компаний предоставили нам необходимые сведения в указанные сроки. Число производителей, которые не раскрывали никакой информации о себе, было очень незначительным, и в этих случаях их годовые обороты изменялись пропорционально динамике рынка в соответствующей стране.

Перевод статьи "Den Tiefpunkt uberwunden?" DipL-Ing. Wolfgang Degenhard, DHF, 12/2009.    www.dhf-magazine.de